Главная » 2015 » Декабрь » 24 » Малые народы
03:44
Малые народы

НЕНЕЦКИЙ ХУДОЖНИК КОНСТАНТИН ПАНКОВ

Еще один Пиросмани от малых народов - ненецкий художник Константин Панков (1910), основатель северного стиля. Работал как профессиональный художник всего семь лет, а если исключить из них четыре года студенчества, то и вовсе - три. Он погиб в 1941(?) году на Волховском фронте, куда ушел служить снайпером, в возрасте тридцати лет. Его работы хранятся в  Государственном музее Арктики и Антарктики. СПб

А началось с того, что советская власть озаботилась подготовкой партийных функционеров для Севера и Дальнего Востока и самых способных мальчиков и девочек из дальних краев отправили учиться в столицы: сначала в Москву,  потом - в Ленинград, в Институт Народов Севера.

Это был самый грандиозный проект советской власти и один из самых удачных, правда, просуществовавший всего пятнадцать лет: с 1926 по 1941 год. С началом войны монастырский корпус Александро-Невской Лавры, в котором располагался ИНС, передали военному госпиталю, а все бумаги и институтский архив временно разместили в одном из деревянных строений, вскоре сгоревшем вместе со всеми бумагами и картинами.

Спасти архив ИНС можно было, если бы его передали в Эрмитаж, но вышестоящее начальство побоялось, как бы чего не вышло, поскольку в то время шла бурная кампания против формализма, авангарда и примитивизма и  «детские» рисунки спасать было глупо, когда в стране шла война

Но до войны в художественных мастерских ИНС учились сто пятьдесят северян, где их преподавателями были настоящие подвижники, целью которых стало, в общем-то, и не научить, а просто не мешать раскрываться таланту. Большинство из северян, в том числе и Константин Панков, были художниками еще до того, как начали учиться.

Преподаватели не водили своих северян в Эрмитаж, не заставляли рисовать гипсовые фигуры и не показывали работы прославленных мастеров мировой живописи, боясь спугнуть их мир, в котором жила песня, сказка, чудо природы и глубокая народная традиция.

В картинах Панкова вся природа  соткана из больших и маленьких волн. Для него природа – это один огромный Океан, в котором горы, деревья, поля, реки и озера плавно качаются в его музыкальных ритмах

Горы, деревья, человек, олени, птицы –это  единый живой поток, в котором человек – всего лишь едва заметная на фоне грандиозного пейзажа фигурка, занимающая совсем незначительное место, такое, какое ему и подобает.

Сегодня известно около двадцати картин художника, самые известные из которых «Весна», «Охотник», «Синее озеро», «Волны», «Горы играют», «Охота», «Оленья упряжка», «Рыбная ловля», «Ловля птиц», «Охотники».

Самая большая музейная коллекция (шесть картин) собрана усилиями музейного работника города Тюмени Натальей Николаевной Федоровой, двадцать лет разыскивавшей материалы о художнике, большая часть которых сгорела в том пожаре.

Имя художника стало известно благодаря биографической книге Геннадия Гора, которой он сопроводил альбом Константина Панкова, выпущенный в 1973 году. Писатель и поэт знал художника еще по ИНС, приятельствовал с ним, много с ним беседовал, и у него хранилось много его работ.

http://sotvori-sebia-sam.ru/konstantin-pankov/

 

ВЫМЕРШИЕ НАРОДЫ  БАЛТИИ

 

Многие древние народы известны только по названиям. С лица земли стерты даки, ходившие походом на могущественный Рим. Полностью истребелены обры. В русских летописях осталась от них только поговорка «погибоша аки обре». От древнепрусского племени надровов не осталось ничего, кроме упоминания в хрониках и названия территории.

 

Надровы жили на территории современной Калининградской области в междуречье Нехны и Бебжи. На севере границей им служил Неман, за которым жили скальвы, а на востоке с ними соседствовали  ятвяги. Правда, не все считают надровов прусским племенем. Есть мнение, что они были предками литовцев. Их язык не сохранился, судить трудно. Археологические находки отличий соседних племен не выявляют. Их осторожно называют «одним из балтийских племен». Пруссов тоже сюда относят.

 

Надровы были одним из прусских племен. Жили на территории современной Калининградской области в междуречье Нехны и Бебжи. На севере границей им служил Неман, за которым жили скальвы, а на востоке с ними соседствовали племена ятвягов. Правда, не все ученые считают надровов прусским племенем. Есть мнение, что они были предками литовцев. Язык, на котором общались надровы, не сохранился. Археологические находки отличий от соседних племен практически не выявляют. Так что сказать точно, кем нам считать надровов, сегодня невозможно. Обычно их осторожно называют «одним из балтийских племен». Пруссов тоже относят именно к этой группе народов.

 

Само название племени не ясно. Одни переводят слово «надровы» как  «живущие на деревьях» или «в деревьях», соединяя предлог «на» с прусским словом dravis — «дерево». Проще говоря — надровы жили в лесу. По другой версии, название «надровы» происходит от того же «на» и dhreu — «плыть». Очевидно тогда, что племя использовало реки. Третья трактовка  отсылает нас к истории союза прусских племен и знаменитому прусскому вождю Видевуту. Якобы у вождя был сын Надро, который собрал вокруг себя сородичей и отложился от батюшки со всем своим народом. А надровы — просто потомки Надро.

 

Раннесредневековый король Видевут жил примерно в VI веке. Совместно со своим братом-близнецом Брутеном он правил  воинственным племенем кимвров. В Пруссию Видевут прибыл с востока, откуда его народ прогнали мигрирующие племена готов. Погрузив людей и имущество на корабли, Видевут добрался до устья Вислы и решил обосноваться в западных землях. Братьям удалось утвердить на диких землях жреческую и светскую власть.

 

 Как хороший язычник, поклоняющийся языческой троице — Патолсу, Потримпсу и Перкунасу, — Видувет основал для богов капище, которое вошло в историю как Прусская Ромува. Подобных капищ в землях балтов было множество. Был лес Ромува, был город Роменей, было даже святилище Ромува в самом Вильнюсе — это из крупных топонимов. Разнообразные Ромувы, где балты молились языческим богам, рассыпаны по всей Литве и Пруссии. Переводится название «Ромува» как «тихая» или «спокойная».

 

По легенде, Видевут и Брутен (в литовском варианте Видевутис и Брутенис) увидели однажды огромный старый дуб, под которым укрылись от сильного ливня. Крона дерева была так широка и густа, что ни единой капли не упало с неба им на головы. Именно этот дуб Видевут назвал священным деревом, а самого себя — криве-кривайтисом, главным жрецом племени.

 

 Братья честно управляли своей страной, которая называлась Брутенией. Но шли годы, подрастали сын Видевута Литтпо и сын Брутена Замо. Все чаще раздавались голоса, что единую Брутению придется разделить между ними. В старости, когда Видевут стал слаб здоровьем, он, по обычаю предков, развел перед священным деревом жертвенный костер и бросился в него вместе с братом-соправителем. После этого племя выбрало своего нового жреца-криве. Литтпо получил власть над землями Литвы, а Замо — территорию Земланда, где много позже был возведен Кёнигсберг.

 

 Участвовал ли сын Видевута Надро в этом разделе, легенда не говорит. Скорее всего, он уже успел отделиться от соплеменников и благополучно управлял своим народом. И вообще, поскольку и братья-соправители, и их сыновья — личности легендарные, никто из историков не скажет однозначно, имели ли исторические надровы хоть какое-то отношение к Надро и его отцу Видевуту.

 

В XIV веке, когда с гибели Видевута прошло уже 8 столетий и истинные события стали легендами, хронист Петр из Дусбурга написал «Хронику земли Прусской». В ней-то он и рассказал всю правду о надровах и Прусской Ромуве, располагавшейся в землях Надровии.

 

 Ромувой ( по свидетельству Петра из Дусбурга) называли  жертвенное место потому, что один жрец по имени Криве происходил их местечка Ромов, которое, в свою очередь, было названо по аналогии с Римом. Как в Риме имелся папа, так и у надровов имелся свой верховный жрец, которому они поклонялись. Власть Криве и его представителей, ходивших с посохами со священными знаками, распространялась на всю Ливонию.

 

   Лингвисты считают, что хронист перепутал личное имя и должность прусского криве. Слово «криве» они выводят из литовского krivis, то есть «кривой, согбенный», а в переносном значении — «старик, мудрец». Очевидно, в древности под властью «стариков» ходили и пруссы, и литовцы. Причем пруссы были этим очень недовольны. В списке «криве», которых насчитывается у хронистов почти 50 человек, последним значится вождь самбов, соседей надровов. Ему пришлось бежать от тевтонских рыцарей в леса Литвы, где еще сохранилось язычество. Но после принятия Литвой христианства криве переместились к диким жемейтам в непроходимые чащи. Последний криве умер в начале XV века. Надровов к тому времени уже не существовало. Осталось только имя.

 

О жизни надровов в период  язычества известно мало. Если учесть, что их именем называлась прусская провинция до второй половины XVIII века, то племя в эпоху язычества было сильным и многочисленным. Хронисты упоминают даже, что у надровов имелись укрепленные поселения. К XIII веку, когда по землям пруссов стало стремительно распространяться христианство, племя надровов имело два отлично оснащенных замка — Отолихия и Каменисвике. После многочисленных стычек с рыцарями, которые начались с 1255 года, надровы срочно возвели еще 2 крепости. Один такой замок находился в Велуке.

 

 Надровы, как и прусские собратья, были язычниками, но не дикарями. Их военные дружины громили тевтонцев. Однако рыцари упрямо стремились к полному уничтожению непокорных и сделали это за 20 лет.

 

 Надровы, возмущенные насаждением чужой веры и территориальными захватами, призвали к мятежу соседей. Восстали самбы, жемайцы,  Ливония, Польша, Волынь. Крестоносцев заманивали в ловушки и били поодиночке. Их осаждали в крепостях и брали измором. Их разбивали в битвах в открытом поле. Скоро крестоносцы стали опасаться, что ордену придется уйти из «проклятых земель» . Наибольшую ярость восставшие демонстрировали как раз в Надровии.

 

 На подавление бунтов выступили брауншвейг-люнебургский герцог Альберт первый, ландграф Тюрингии Генрих III и маркграф Ландсберга Дитрих II. Лишь с их помощью в 1274 году тевтонцам удалось принудить восставших сдаться. Сдались все, кроме Надровии.

 

 Потребовался еще год, чтобы объединенные силы христиан покончили с языческими надровами. Пали Отолихия и Каменисвике. Побежденные были перебиты или взяты в плен, крестьяне попали под крепостное ярмо. Лишь самые непокорные бежали к жемайтам, литвинам и ятвягам. К концу XIII века прусская Надровия (Малая Литва – другое название)  обезлюдела. Новые хозяева заселили опустевшие угодья пришлым народом. Через век носителей языка не осталось.

 

Андрей ВОЛОШКО http://strany-mir-a.ru/2015/12/20/deti-baltiki/

 

Самая большая и обособленная часть Пруссии - Надровия - занимает восточную половину Калининградской области и побережье Куршского залива до Клайпеды. Есть у этой стороны и другое название - Малая Литва. О происхождении здешних литовцев спорят до сих пор: одни говорят, что это потомки близких по языку пруссов и ятвягов, другие - что переселенцы из Великого княжества Литовского в 15-16 веках. Одно отличие было безусловно: если в Великой Литве жили католики, то в Малой Литве - лютеране. На великолитовцев они глядели свысока и называли их "жемайты", а с немцами имели симбиоз. В пущах Надровии были любимые охотничьи угодья королей и кайзеров, а в немецкой художественной литературе этот край называли "глухомань" и даже "степь".  Истинный центр Надровии - вечные соперники Инстербург (Черняховск) и Тильзит (Советск).

 

Талпаки - один из нескольких населённых пунктов Кёнигсбергщины, сохранивший слегка видоизменённое название от  Таплакен (прусс.). Замок основан в 1336 году для защиты от литовских вторжений, спустя 40 лет взят и сожжён Кейстутом, потом отстроен в камне. После 1525 года замок был владением прусского герцога, а после второй мировой войны, как и многие дворцы и особняки по всей России, он стал муниципальным жильём стиля барака. Это рассматривалось как временное жилье, но оно стало безвременным.

 

Расположенный почти в центре Калининградской области, Норкиттен в её истории играл особую роль. По одной из версий, в этих краях в 1272 году был убит Геркус Мантас, предводитель 12-летнего Великого Прусского восстания, едва не кончившегося уходом крестоносцев восвояси. В 1390 году в здешнем замке останавливался странствующий рыцарь Генрих Ланкастер, будущий Генрих IV, король Англии. В 1721 году замок купил Леопольд фон Дессау, а через 12 лет ураган повалил башню замковой кирхи. Барон не огорчился и построил новую кирху по типу храма на родине в Дессау в Саксонии  необычной для Пруссии овальной формы

 

В Заалау замок был построен в 1356-70 годах, после 1525 года был секуляризован, а в 1721 году им, как и близлежащим Норкиттеном завладел Леопольд фон Дессау, использовавший здание в хозяйственых целях.

 

"Степная" Надровия славилась на всю Европу своими конями - прекрасными наездниками были и пруссы, и литовцы. У пруссов священным животным был конь, так что традиция коневодства  началась задолго до немцев. Тевтонцы имели три десятка конезаводов, единовременно располагая до 14 тысяч лошадей. В 1732  Фридрих Великий основал Королевский Конный завод в местечке Тракенен - там была выведена знаменитая тракененская порода.

Конезавода Цвион, построенного в 1870-е годы. Здания очень красивы, и в них обыгрываются "тевтонские" мотивы - кирпичные кресты на стенах и валунные вставки в кирпиче

Фото  Дальний Запад  2013 (с) http://varandej.livejournal.com/550301.html

 

Святилище Ромове - жемчужина в янтарном ожерелье прусской истории

 

Вот балтийская сага, послушай Эльмида!

Высоко на зелёном предгорье Самы,

над янтарным морем, спокойным с виду,

выдвигается холм, богатый лесами…

А когда-то, во времена сокровенны,

веселились здесь боги со смертными вместе,

там где высился мощнейший дуб Ромовены.

(Людвиг Реза «Балтийская сага)

 

КАМЕНЬ ПРАВДЫ-камень лжи в ПИОНЕРСКЕ

\"Камень лжи\" можно найти на берегу реки Чистая в роще, расположенной около железной дороги Пионерский-Светлогорск.

 

ЛЕГЕНДА о камне лжи.

 

Существует легенда, что в давние-давние времена на этом берегу Балтики жили рыбак и его возлюбленная, которые очень любили друг друга. Однажды он перед отправкой в море пришел к этому камню со своей невестой.

 

Они поклялись во взаимной верности друг другу возле камня, части которого никогда не сойдутся. Долго плавал рыбак и вернулся домой с хорошим уловом. Продав рыбу, решил устроить свадьбу. Они вновь пришли к камню. Когда девушка вошла в расщелину камня, с небес ударила молния, и части его сошлись, раздавив её. Ее любовь не выдержала проверки временем. Вероятно, с тех пор пошло название - Камень лжи.

У древних пруссов местность, где сейчас находится город Пионерский, имела особое значение. Неподалеку был Хюнеберг - что в переводе с прусского означает "Гора великанов". Здесь хоронили воинов.

 

 

Повесть об Акире премудром

Один из стойких стереотипов по поводу жителей восточных стран — ассоциация с хитростью и мудростью. Оба этих человеческих качества воплотились в истории героя древнеассирийских преданий по имени Ахикар (или Акир). Он стал для Античности и Средневековья одним из символов мудрости. Но для этого ему сперва пришлось победить человеческую хитрость.

 

Одним из самых популярных произведений в средневековой Руси была «Повесть об Акире Премудром». Это довольно редкий для Руси XII века случай литературы, не имеющий практически никакого отношения к христианской церкви. В этой повести рассказывается история писца из Древней Ассирии, жившего в VII веке до нашей эры. Имя его писалось очень по-разному — Ахикар, Ахиакар, Хикар. Но на русский манер его называли Акром. Позднее ученые обнаружили, что история ассирийского писца известна очень многим народам. Про Акира читали в Сирии, Аравии, Армении. Чем же была вызвана такая популярность?

 

Советник царя

 

            Ахикар жил во времена царя Синаххериба, правившего Ассирией с 705 по 680 год до нашей эры. В русском тексте «Повести» его имя пишется как Синагрип. Этот царь вошел в историю как жестокий завоеватель, стремившийся подчинить своей воле все окрестные страны и народы. Во внешней политике он делал ставку исключительно на грубую силу.

 

            Синаххериб строго подходил к подбору своих придворных. На высшие должности он допускал только тех, кто умел действовать самостоятельно, но при этом мог угадывать желание царя и не противоречить его воле. Одним из таких придворных чиновников и был Ахикар. Он прошел долгий путь от рядового писца до личного советника царя. И к 60 годам был из самых влиятельных и богатых людей в Ассирии.

 

            Однако профессиональные успехи не могли обеспечить Ахикару личного счастья. У него не было детей. Он очень печалился о том, что некому будет передать накопленные богатства. Достигнув преклонного возраста и поняв, что надеяться больше не на что, он решил усыновить и объявить официальным наследником своего племянника по имени Навад (в русском тексте — Анадан).

 

            Богатств Ахикар накопил столько, что, по его собственным словам, мог бы каждый день тратить по пуду золота. Поэтому Навад, как его наследник, был надежно обеспечен до конца своих дней. Однако советник царя решил, что негоже растить юношу бездельником. Он ввел его в круг придворных и стал обучать всему, что умел сам. прежде всего —  искусству составления документов.  А заодно и самым разным житейским премудростям. Собственно, значительная часть «Повести об Акире Премудром» — это перечисление всевозможных мудрых изречений, приписываемых Ахикару, которые он излагает Наваду. Многие из них действительно мудры, например: «Лучше с умным камни носить, чем с глупым вино пить». Или такая мысль: «Не будь сладок чрезмерно, не то съедят тебя, но не будь и чрезмерно горек, чтобы не отшатнулся от тебя друг твой». Конечно, скорее всего, далеко не все эти мысли принадлежат ассирийскому вельможе. Но, видимо, практическую каждую удачную мысль стали приписывать Ахикару как символу мудрости.

 

Интрига племянника

 

            Между тем Навад был не очень-то счастлив от того, что ему приходится постигать премудрости придворной жизни. Он предпочел бы развлекаться и беспечно транжирить богатства Ахикара. Но приемный отец был непреклонен. Он постоянно ругал Навада за расточительность и недостаточное прилежание. Тогда Навад решил добиться казни Ахикара, чтобы потом спокойно наслаждаться унаследованным богатством. Для этого он придумал довольно сложную интригу.

 

            Навад написал 2-ва письма, адресованные заклятым врагам Ассирии — правителям Персии и Египта. Письма были написаны от имени Ахикара, причем Навал искусно подделал его почерк и печать, использовав полученные знания и умения во зло. В них сообщалось, что в определенный день враги могут прийти и захватить владения Синаххериба. Сам же Ахикар якобы выйдет им навстречу с войском, чтобы помочь в завоевании.

 

            Эти письма Навад, пользуясь своим положением при дворе,  отнес Синаххерибу, соврав, что Ахикар пытался отправить их в Персию и Египет. Тот, конечно, отказался верить в измену верного советника. Тогда Навад предложил в назначенный день отправиться и посмотреть, выведет ли Ахикар войско для встречи своих сообщников, которые не придут (ведь письма якобы были перехвачены им до отправки). Синаххериб согласился. Тем временем Навад отправил Ахикару другое поддельное письмо — уже написанное от имени царя. В нем он приказывал устроить смотр войск.

 

            Ахикар, послушавшись письменного приказа царя, в назначенный день вывел армию на равнину и построил. Синаххериб же наблюдал за этим с холма. Со стороны все выглядело действительно так, будто его советник самовольно принялся распоряжаться войсками. Это привело Синаххериба в ярость, и он счел, что сговор Ахикара с персами и египтянами доказан. Навад вызвался быть переговорщиком. Приемному отцу он сказал, что царь очень доволен смотром и велит распустить построенные войска. А царю сообщил, что с трудом убедил Ахикара не поднимать восстание.

 

            Сразу после этого Синаххериб вызвал Ахикара к себе и, не слушая оправданий, обрушил на его голову поток обвинений в измене. Все попытки оправдаться были тщетны. Тем более что Ахикар просто не понимал, что происходит. Смертный приговор советнику был выведен тут же. Однако многолетний опыт дворцовой жизни помог ему избежать гибели. Ахикар смог уговорить царя, чтобы тот не присутствовал на казни. А потом добился того, чтобы палачом назначили его лучшего друга. В итоге вместо Ахикара был казнен похожий на него пленник, а сам приговоренный скрылся в тайном убежище. Царь, Навад и все придворные считали его мертвым.

 

Загадки фараона

 

            Когда известие о смерти Ахикара достигло других стран, это вызвало там большую радость. Правители держав, воюющих с Ассирией, знали, что именно советы Ахикара во многом обеспечивали военные успехи Синаххериба. Особенно обрадовался фараон Египта по имени Шабатака, который был одним из самых непримиримых противников Ассирии. В «Повести об Акире Премудром» рассказывается, как он отправил Синаххерибу издевательское письмо, обещая отдать трехлетний доход своей страны, если любой из ассирийских придворных придет к нему и отгадает его загадки. Выяснилось, что после смерти премудрого Ахикара никто на такой подвиг не готов. Синаххериб чувствовал себя униженным.

 

            Тут-то друзья Ахикара и нашли удобный момент, чтобы сообщить царю о том, что его советник на самом деле жив. На радостях тот простил обман и дал возможность Ахикару оправдаться. Интрига Навада была раскрыта, но его наказание отложили на потом. А пока Ахикар отправился ко двору фараона.

 

            Там ему действительно пришлось столкнуться со сложными загадками, которые он остроумно решил. Например, фараон потребовал, чтобы Ахикар построил дворец между небом и землей. Хитрый ассириец принес с собой больших дрессированных птиц, которые принялись кружить над его головой. На спине у них сидели мальчики-акробаты, про которых он заявил, что это мастера-каменщики. Если фараон придумает, как подать им в воздух камень и раствор, то они тут же построят ему дворец. В аналогичном стиле Ахикар расправился и с другими задачами. В итоге фараон рассмеялся и отпустил его домой, выдав обещанные деньги. По возвращении Ахикар сурово наказал Навада за предательство — велел избить его палками, а потом посадил на цепь возле двери в дом, как собаку. Там Навад и умер от позора и отчаяния.

 

            Конечно, история про загадки фараона — это литературная версия событий. Однако интересно, что в правление Синаххериба между Ассирией и Египтом действительно был заключен довольно выгодный обеим сторонам договор. Правда, подписан он был при фараоне Шабаке, правившем до Шабатаки. Текст договора до нас не дошел, но это явно было важное дипломатическое событие того времени. Скорее всего, исторический Ахикар (о котором, увы, известно достаточно мало) мог участвовать в переговорах по поводу условий этого договора.

 

Виктор БАНЕВ.

http://strany-mir-a.ru/2015/12/19/povest-ob-akire-premudrom/#twitter

 

 

Просмотров: 271 | Добавил: rostowskaja | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0