Главная » 2015 » Апрель » 8 » Николай Сапелкин
08:05
Николай Сапелкин

 

2015 Рекомендую будущим путешественникам посетить пещеру Медвежьих трагедий на горе Вайда близ поселка Известковый; на катере из города Невельск отправиться в Национальный парк на остров Монерон (нужно дополнительное разрешение пограничников); окунуться в Дагинские термальные источники (в пос. Горячие Ключи, в полукилометре от шоссе Ноглики — Оха), побывать на Южно-Сахалинском грязевом вулкане; добраться на мыс Крильон – самую южную точку Сахалина (название мысу дано французским мореплавателем Жаном-Франсуа де Лаперузом в честь военачальника Луи-Бальбес де Крильона); подняться на горный хребет Жданко, образованный застывшей магмой (в Макаровском районе); осмотреть маяк Анива на скале Сивучья; побродить под скалистыми арками мыса Птичий и Великан; пособирать янтарь в бухте Терпения (близ поселка Старадубское); сфотографироваться на фоне скал Три брата у Алексанровска-Сахалинского и нефтяной вышки на первой скважине города Оха конца XIX века. Обязательно побывать в краеведческом и художественном музеях Южно-Сахалинска (расположены в величественных японских зданиях времен оккупации острова). Не пропустить музей железнодорожной техники в Южно-Сахалинске (много уникальных механизмов и рабочий участок узкоколейки). Посетить Ботанический сад, музей медведя, археологический музей при САХГУ, музей чеховской книги «Остров Сахалин», историко-литературный музей Александровска-Сахалинского. Но основное чудо Сахалина, острова по форме похожего на рыбу – это нерест лосося. Упорству, с которым идет к своим речным нерестилищам морская рыба, преодолевающая пороги и водопады, и тому как она охраняет свое потомство, следовало бы поучиться и людям.

 

Ленин в тебе и во мне?

21 января умер Ленин. В прежние годы в этот день звучала песня «Ленин всегда с тобой», где есть такие слова: «Ленин в тебе и во мне». Ленин был и в моей жизни.

Детство мое было, можно сказать, патриархальным: с колокольным звоном на каждый церковный праздник, Пасхальными куличами и «жаворонками» на «Сороки», Крещенской водой и Троицкими травами, молитвами бабушки о «царе Николае Александровиче и царице Александре Федоровне». Бабушка, чьи молодые годы прошли как раз при царях (она родилась в 1887 г.), определяла правила поведения и идеологию в нашем доме до последних дней своей жизни (в 1990 г.). Она была человеком грамотным, читала все свежие газеты, привила мне интерес к творчеству Льва Толстого и Ивана Никитина.

Никитин, с ее любимым:

Все прошло; пропала сила,

Притупился взгляд;

Смерть в могилу уложила

 Деток и внучат...,

был ей особенно близок – война забрала четверых ее сыновей.

Так что в школу я пошел, уже зная грамоту. Лет в пять я освоил Букварь не только от корки до корки, но и прочел все слова наоборот. Тогда-то я и запомнил фразу «нинеЛ локодел» - это было мое первое знакомство с Лениным.

Бабушка была человеком добрым, не ворчливым, при всяком деле напевала песню «Гора Афон, гора Святая…» и использовала всего два ругательства, которые подходили к любому человеку: «слит шутоломный» и «аллилуй в масле», в редких случаях прибегая к угрозе - «Боженька ухо отрежет».

Однажды, будучи уже пионером-третьеклассником, под влиянием «пропаганды», я вырезал из журнала «Здоровье» портрет Ильича, наклеил на картонку и поставил его у икон в святом углу. Гнев бабушки был безмерным. Со всей прыти она подлетела к иконам, сбила Ленина на пол и стала топтать его, приговаривая: «Это же идиот и убийца, а ты его во святой угол». С тех пор она стала рассказывать свое видение истории и места Ленина в ней. С меня, как и других своих внуков, правнуков и праправнуков, она взяла слово, никогда не заходить в Мавзолей к Ленину и «не прикладываться» к нему. Ведь мало того, что он сам «анчихрист», так еще и голова царя Николая, которую «привезли на показ к Ленину», лежит, как она считала, под его гробом.

Среди наших многочисленных родственников партийных не было. Но мне пришлось однажды свою активность проявлять через комсомольскую работу на должности первого секретаря райкома. И вот уже в октябре 1991 г., когда компартия была под запретом, и страна готовилась к кардинальным реформам, я высказал в газетном интервью свою точку зрения о Ленине. Я повторил слова Ивана Бунина о нем: «...Выродок, нравственный идиот от рождения, Ленин разорил величайшую в мире страну и убил несколько миллионов человек - и все-таки мир настолько сошел с ума, что среди бела дня спорят, благодетель он человечества или нет?»

Реакция районного актива была незамедлительной: по этому случаю собралась сессия райсовета, где меня осудили как «борзописца» и предложили убрать с работы. Таким образом, будучи самым молодым первым секретарем райкома комсомола в России, я оказался последним, кто был исключен из этой организации. Через три дня комсомольская организация страны самоликвидировалась.

Потом начались годы шельмования Ленина, какие только злодеяния ему не приписывались! Некоторые из них, как например, «Указание о борьбе с попами и религией за № 13666/2», сами изготовители были вынуждены признать фальшивкой, т.к. широкое хождение стал иметь другой «документ»: решение И.В. Сталина об отмене этого «указания». Стремясь не допустить создания положительного образа «православного Сталина» фальсификаторам пришлось саморазоблачиться.

Я понимаю, что в сознании наших граждан останется в целом положительный образ Ильича. И нахожу минимум три его деяния неожиданным образом позитивно повлиявшие на историю нашей страны: он не допустил Троцкого к должности премьер-министра и сам занял ее; он не уступил левым эсерам летом 1918-го и сохранил власть за собой; он взялся обустраивать разграбленную и разоренную Россию, как прообраз Соединенных Штатов Европы, и тем самым создал условия для возрождения России в ее прежних границах.

Вот так его маниакальная жажда власти в итоге сослужила добрую службу нашей стране. А его прогрессивные идеи о справедливом мироустройстве актуальны до сих пор.

Бабушка моя, прожившая 103 года, готовясь к жизни вечной, часто повторяла, обращаясь к молодежи: "Мы-то счасливую жизнь прожили, а что вам оставляем? Вам-то тяжело будет, ведь Конец Света приближается". Сможет ли наше поколение сказать, что мы прожили счастливую жизнь? Думаю, сможем, только для этого нам нужно ссоры и распри между собой прекратить, особенно об истории нашей страны, повторив вслед за Пушкиным: «Ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал».

Жить по-русски

В далеком 1990 году, когда рушились основы нашей цивилизации, осмеивались традиционные национальные ценности и имя русский стало непрестижным, я взял на себя обязательство каждодневно произносить слово "русский" и "Россия" до 300 раз в день. Так у меня и повелось, если спорт - то русский, язык - русский , литература - русская, русское искусство, русская мода, русский быт, русские традиции, русская история, русская философия, русская общественная мысль. Я был убежден, что возвращение в обиход этого милого слуху слова обязательно изметит ситуацию, и русские ценности, русские традиции, русские интересы вновь вернутся в нашу жизнь, станут неотъемлемой ее частью, будут определять вектор развития внутренней и внешней политики, научных исследований и т.п. Не знаю, трудами ли людей мне подобных русское слово наполнилось энергией жизни, но то, что оно вернулось всерьез и надолго в нашу повседневность - это непреложный факт.

Благодаря этому своему порыву четвертьвековой давности я обрел новые увлечения, занятия и направления общественной деятельности. От спортивных федераций русской лапты, национальных видов спорта, русских шашек, до проведения фестивалей традиционной культуры, исследований религиозных воззрений русского народа, этнографических поисков, архивных изысканий и археологических экспедиций.

Прошедшая неделя была в этом отношении у меня очень плодотворной - я занимался только русскими проектами:

12 мая - выступал перед военнослужащими N-ской воинской части с лекцией по русской истории;

13 мая - был консультантом по традиционной русской кухне;

14-16 мая - проводил фестиваль моды, дизайна и ремесел "Губернский стиль" под девизом "Носи русское";

17 мая - в усадьбе "Теплый хутор" в Задонском заказнике был на "Казачьей вечере";

18-19 мая - участвовал в работе Всероссийских краеведческих чтений, организованных Союзом краеведов России, Русской православной старообрядческой церковью, РГГУ и ВГУ, где выступил с докладом.

Надеюсь, что и текущая неделя будет насыщена событиями с русской эстетикой.

 

Друзьям, планирующим принять участие в археологической экспедиции «По следам Тамерлана» у села Верхнее Казачье Задонского района сообщаю, что установлено время для работы с волонтерами и приема гостей - с 27 июня по 12 июля. Сама экспедиция, можно сказать, началась – группа основателей сейчас обустраивает основной лагерь в Казенном лесу и лагерь поддержки на городище Шляпа. На днях приступаем к разметке раскопа. Открытый лист оформлен на доцента ВГПУ Юрия Разуваева, основную нагрузку по раскопкам берет на себя липецкий Фонд научного краеведения Игоря Казмирчука. Наша археологическая экспедиция будет организована в формате лагеря семейного отдыха: копаем 4-6 часов, играем в русские игры (лапта, шашки, бабки, жошка и т.п.), собираем лекарственные травы, плаваем в Дону, покоряем Кудыкину гору и веревочный городок.

В далеком 1962 г. сотрудник института археологии АН СССР в ходе разведки обнаружил на высокой горе, называемой в народе «Шляпа», древнее городище, которое было поставлено на охрану как памятник археологии.

Во все исторические эпохи в этой местности, именуемой Острая Лука, была высокая концентрация населения. На городище выявлены артефакты арийской культуры эпохи бронзы, скифского и сарматского времени, эпохи переселения народов (гунны), славян и Древней Руси до конца 14 века.

После того как эта округа была ровно 620 лет назад разорена Тимуром-Тамерланом, жизнь на городище не возобновлялась.

Согласно «Зафар-намэ» Шереф-ад-дина, Тамерлан оказался на Дону из-за преследования им отступающих полководцев Тохтамыша: «Победоносное войско на реке Тана встретилось с Бек Йаруком, напало на него и перебило. Дошли до Карасу, одного из городов Руса, ограбили внутреннюю и внешние его части. Бек Йарук Оглан сыновей, дочерей и жен оставил, а сам с одним сыном бежал. Победоносные бахадуры поймали его сыновей, жен, приближенных и привели к Тамерлану. Он велел изготовить для них шатер и палатку, сделал много милостей, пожалел, подарил лошадей и верблюдов, шелка и атласы». Все это происходило на Острой луке, где Тамерлан провел две недели. Эти события оставили больше всего артефактов на городище, которое мы будем раскапывать.

В память о тех событиях у нас остались: праздник Сретения Владимирской иконы Божией Матери (8 сентября), Сретенский монастырь в Москве, впечатление, которые произвели русские женщины на воинов Тамерлана: «О, прекрасные пери подобные розам, набитым в белоснежный русский холст!» и находки с городища Шляпа.

Просмотров: 1031 | Добавил: rostowskaja | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0