01:24 ВАЛЬС НА СОПКАХ МАНЧЖУРИИ |
О Русско-Японской войне пишут так же мало, как и о Первой мировой. А между тем двое из моих родных в этой войне участвовали и вернулись живыми. Во-первых, это мой прадед по матери, Сазанов Иван (на фото справа), во-вторых, мой двоюродный дед по отцу Веселов Сергей.
И еще что я знаю. Мой дед по отцу был очень современным и общительным человеком. В отличие от сельчан, у него водились даже деньги, так как он был одновременно и рабочим-стеклодувом, и крестьянином, поэтому у него был патефон – позже на чердаке мы, тогда еще детвора, нашли и патефон, и коробку пластинок где-то годов 1910-х. Среди них была самая любимая – На Сорках Манчжурии.
На сопках Маньчжурии (первоначально, Мокшанскій полкъ на сопкахъ Маньчжуріи) — русский вальс начала XX века, посвящённый погибшим в русско-японской войне воинам 214-го резервного Мокшанского пехотного полка. Автор — военный капельмейстер полка Илья Алексеевич Шатров.
ИСТОРИЯ: В феврале 1905 года 214-й резервный Мокшанский пехотный полк в тяжелейших боях между Мукденом и Ляояном попал в японское окружение и постоянно подвергался атакам противника. В критический момент, когда уже заканчивались боеприпасы, командир полка полковник Петр Побыванец отдал приказ: «Знамя и оркестр — вперед!..» Капельмейстер Шатров вывел оркестр на бруствер окопов, отдал приказ играть боевой марш и повел оркестр вперед за знаменем полка. Воодушевленные солдаты ринулись в штыковую атаку. В ходе боя полк под музыку оркестра непрерывно атаковал японцев и, в конце концов, прорвал окружение. В ходе боя погиб командир полка, от 4000 состава полка осталось 700 человек, из состава оркестра в живых осталось только 7 музыкантов. За этот подвиг все музыканты оркестра были награждены георгиевскими крестами, Илья Шатров офицерским орденом Святого Станислава 3-й степени с мечами (второе подобное награждение капельмейстеров), а оркестр удостоен почётных серебряных труб.
ВАЛЬС НА СОПКАХ МАНЧЖУРИИ Вариант 1906 года (первый) Степана Петрова (Скитальца)
Страшно вокруг, И ветер на сопках рыдает Порой из-за туч выплывает луна, Могилы солдат освещает.
Белеют кресты Далёких героев прекрасных. И прошлого тени кружатся вокруг, Твердят нам о жертвах напрасных.
Средь будничной тьмы, Житейской обыденной прозы, Забыть до сих пор мы не можем войны, И льются горючия слезы.
Плачет отец, Плачет жена молодая, Плачет вся Русь, как один человек, Злой рок судьбы проклиная.
Так слёзы бегут Как волны далёкого моря, И сердце терзает тоска и печаль И бездна великого горя!
Героев тела Давно уж в могилах истлели, А мы им последний не отдали долг И вечную память не спели.
Мир вашей душе! Вы погибли за Русь, за Отчизну. Но верьте ещё мы за вас отомстим И справим кровавую тризну!
Напомним, что имперские амбиции были основой политики Николая II. Война была частью «большой азиатской программы». Ру́сско-япо́нская война́ (9 февраля 1904 — 5 сентября 1905) — война между Российской и Японской империями велась за захват Маньчжурии и Кореи. Это первая большая война с применением современного смертоносного оружия.
Основным препятствием к русскому преобладанию на Дальнем Востоке была Япония. Япония же, после Реставрации Мэйдзи в 1868 году, провела масштабную модернизацию своей экономики и перешла к расширению своей территории, готовясь к захвату Кореи, но натолкнулась на сопротивление Китая, хотя и получила ряд территорий, включая Ляодунский полуостров в Маньчжурии. Эти достижения Японии резко увеличивали её мощь, что не отвечало интересам европейских держав – тройственная интервенция Германии, России и Франции привела к отказу Японии от Ляодкнского п-ва и к передаче его в аренду России. Это привело к новой волне милитаризации Японии против России. Подробнее о русско-японской войне читайте в википедии.
В конце Великой Отечественной войны вальс «На сопках Маньчжурии» нередко исполнялся по радио и в концертах в связи с торжественными минутами, отмечавшими победы Красной Армии над японскими милитаристами в Маньчжурии.
Песня звучит:
В фильме «Пропавшая экспедиция» в 1 серии на 16 минуте, Вениамина Дормана, 1975 год. В фильме «Приказ перейти границу». В фильме «Урга - территория любви» Никиты Михалкова. В телефильме «Место встречи изменить нельзя», в 1-й серии, когда оперативники ждут бандита в парке. В фильме «Кавказский пленник» Сергея Бодрова. В телесериале «Диверсант». Мелодия вальса использована в сценах бала в семействе Лариных в честь именин Ольги в фильме «Онегин» Марты Файнс. Мелодия использована в сериале «Вечный зов», в 1-й серии, в сцене возвращения солдат с русско-японской войны Звучит в полной версии со словами во второй серии сериала «Пётр Лещенко. Все, что было.» В фильме «Служебный роман» Эльдара Рязанова герой Андрея Мягкова напевает пародийные куплеты на мотив довоенного варианта вальса: «Тихо вокруг, только не спит барсук …». В фильме «Принцесса на Рождество» звучит фрагмент вальса — «Дунайские волны» В сериале «Тяжёлый песок» В фильме «Брестская крепость» В телефильме «Винтовая лестница» в исполнении героини Инны Чуриковой — Ольги Михайловны Горчаковой В фильме Алексея Балабанова «Трофимъ» (исполняет Сергей Чиграков), сцена в трактире. В фильме Виктора Сергеева «Странные мужчины Семёновой Екатерины». Упоминается в книге Валентины Осеевой «Динка прощается с детством». Используется в качестве музыкальных вставок в песне Александра Галича «На сопках Манчжурии (памяти Зощенко)». В фильме «Крест любви» (фин.)русск. использована мелодия песни. В фильме «Сын полка», исполняется на гармони во второй серии. В фильме «Миссия в Кабуле» использована мелодия песни. «На сопках Маньчжурии» — вышедший в 1952 году двухтомный роман советского писателя Павла Далецкого, посвящённый событиям русско-японской войны 1905 года. |
|
Всего комментариев: 0 | |