01:22 Владимир Ерохин |
Владимир Ерохин Владимир Петрович Ерохин — православный издатель и композитор. Автор воспоминаний о протоиерее Александре Мене и романа-хроники «Вожделенное отечество». В христианских кругах известен под прозвищами «Божественный Ерохин» и «Волшебный фонарь». Джазовый саксофонист и скрипач-импровизатор. Певец церковного хора, ученик священника Сергия Желудкова. Член Союза журналистов СССР, воспитанник Анатолия Рубинова и Евгения Осетрова. Изгнан из «Литературной России» за веру в Бога. Уроженец Тамбовской области, сын фронтовика-сталинградца. Военный переводчик. Участник защиты Белого дома в дни августовского путча 1991 года. Методолог, семинарист Юрия Левады, Георгия Щедровицкого и Владимира Лефевра. Лечебный педагог, учитель школы «Ковчег», преподаватель Школы юного журналиста при МГУ, Православного университета Александра Меня и Свято-Филаретовского института. Докладчик в Летней школе для учителей при Мичиганском университете (США). Автор музыки к многочисленным спектаклям режиссёра Раисы Гершзон и четырём израильским фильмам. Автор сборника «Христианство и наука». Георгий Петрович Щедровицкий говорил, что утверждать можно всё что угодно без всяких оснований; отрицать же надо, имея для этого определённые основания. Такая себе логическая асимметрия. Рискованно соединение в одной интеллектуальной упряжке сомнения и веры. Это напоминает реакцию подопытных собак на круг и эллипс. При виде круга собаки были приучены рычать, а при виде эллипса лаять. И вот у них перед глазами начали крутить — переворачивать со стороны на сторону диск,и поочерёдно животным стал видеться то круг, то эллипс. Что сделали учёные собаки? Они завыли. Даже максимы и аксиомы в принципе уязвимы. Всё подлежит сомнению. Например, был Гаутама Будда или нет? Или это индийский царевич Иоасаф, чью память Церковь празднует 2 декабря? Мы знаем о нём не больше, чем о Георгии Победоносце. Подвергается сомнению любимый всеми эпизод пощёчины Николая Угодника еретику Арию. Была пощёчина или нет? Поди знай. Или чудо Георгия о змие. Был ли змий? С одной стороны, вроде как не было, а с другой — был, и был убит копием. По сей день богословской наукой не установлен пол ангелов. Неясно, в какой мере достоверны пророчества о конце времён. Необъясним полёт Ильи Пророка на небесной колеснице. Загадочен пророк Аввакум, которого ангел, взяв за волосы, перенёс из Иерусалима в Вавилон, чтобы он накормил Даниила, сидящего там во рву со львами. Учёный человек привык к сомнению как инструменту выверки. Методологи говорят даже не о верификации, а о фальсификации, точнее, фальсифицируемости утверждений, то есть их обработке в горячем цеху научного сообщества. Что является несомненным? В настоящий момент — только факт чтения Вами данного текста. Прошлого уже нет, будущего мы пока не знаем. А есть ли у нас опыт восприятия вечного и участия в нём? Религиозные истины не подлежат верификации. Являются ли они фактами? «Если факты противоречат теории, тем хуже для фактов» — всем известный трюизм. Утешительно то, что «теория» по смыслу слова есть «истечение божества» — «θεωρία». Не будучи божеством, я излагаю сегодня только факты. Есть у меня приятель — православный священник, ракетный инженер. Как-то раз сидим мы с ним в трапезной после литургии, обедаем. И он задаёт мне вопрос: — Володя, ты вчера телевизор смотрел? Я ему: — У меня телевизора нет. Он говорит: — А я смотрел. И вот там двое спорят. Один утверждает, что есть душа, а другой — что нет. А ты как считаешь? Я отвечаю: — Душа — это процесс. Протоиерей изумился и воскликнул: — Приходи ко мне на Рождественские чтения! Да тебе Нобеля дадут! Не знаю как насчёт Нобеля, но над своим ответом я задумался. И над тем, что предшествовало ему. В юности мне привелось посещать семинар по теории игр, который вёл в Центральном экономико-математическом институте Владимир Александрович Лефевр, автор книги «Конфликтующие структуры». Мы изучали с ним рефлексивные игры и стратегию объекта, сопоставимого по сложности с исследователем (имеется в виду человек). Как-то раз Лефевр, видимо, для разнообразия впечатлений, пригласил к нам с докладом Александра Моисеевича Пятигорского, специалиста по индийской философии. Я его немножко знал. Слушал на семинаре Ю.А. Левады его совместный с М.К. Мамардашвили доклад о метатеории сознания. Зайдя однажды в Институт научной информации по общественным наукам, увидел в коридоре Пятигорского, который, сидя на подоконнике и попыхивая трубкой, записывал что-то авторучкой в блокноте… на санскрите. Пятигорский рассказал нам, что в индийской философии очень популярно понятие «наблюдение». Например, мы наблюдаем рыбок в аквариуме; сыплем им корм, зажигаем свет. А рыбки из аквариума нас не наблюдают. Можно предположить, заметил Александр Моисеевич, что и нас тоже наблюдают. Те, кого мы не наблюдаем. То есть речь идёт об объекте, несопоставимом по сложности с исследователем. Запомнилась фраза Пятигорского: «Люди настолько глупы, что думают, что они могут подумать о чём угодно». В те же дни мне случайно повстречался аспирант Левады Эдик (Давид Беньяминович) Зильберман, мой консультант по культурологии. За ужином в кафетерии «Прага» он среди прочего рассказал мне о философии адвáйта ведáнта (अद्वैत वेदान्त), что в переводе с санскрита означает недвойственное постижение. Создал эту философию Áди Шáнкара, который жил в Индии в восьмом веке нашей эры. И пришёл к выводу, что себя нет. Понять это было невозможно. Но через много лет в послании апостола Павла к галатам мне встретилась максима: «Не я живу, но живёт во мне Христос». Вспомнился призыв Спасителя: «Отвергнись себя и иди за Мной». И Его слова: «Я и Отец одно», «кто видел Меня, видел и Отца». И: «да будут все едино, как Ты, Отче, во мне и Я в Тебе; так и они да будут в нас едино». Путь слияния-отождествления даёт апостол Павел: «Подражайте мне, как я Христу». Человек есть образ и подобие Божие. Преподобный — значит очень похожий на Господа. Отождествление и есть недвойственное постижение. Как говорят индусы, «нет видящего и нет видимого, но есть видение». Нет субъекта, нет объекта, но есть постижение. Полагание Духом Самого Себя. Самопознание. В этом смысле и говорят индуисты: «Этот атмáн есть брахмáн». В их терминологии атман (आत्मन्) — человеческая душа, а брахман (ब्रह्मन)् — Дух, Бог. Известны интуиции Бога имманентного и трансцендентного. Трансцендентный по определению непостижим. Имманентный — Тот, о Котором сказал псалмопевец Давид: «Часть моя еси, Господи». Надо полагать, самая главная и ценная часть. Что же происходит при недвойственном постижении с личностью познающего? То, что сказал Иоанн Креститель о Христе: «Ему расти, а мне умаляться». Если Бог есть Дух, чему уподобим Его? Являются ли сила объектом? Или субъектом? Существует ли справедливость или доброта? Есть ли ум, честь или совесть? Все это категории незримого, неизмеримого, неощутимого. Но они же есть! Здесь я позволю себе такое рассуждение. Как (каким образом существует музыка? Например, Пятая симфония Бетховена. Несомненно, она есть. Но как и когда? В момент исполнения? А когда оркестр замолкает, исчезает ли Пятая симфония? Нет, конечно, не исчезает. Мне скажут, что она есть в нотах. А если сгорят все ноты — перестанет ли существовать Пятая симфония Бетховена? Скорее всего, не перестанет. Слушатели и музыканты её помнят. Возьмем к примеру Гамлета, которого знают абсолютно все. Но ведь его, того Гамлета, которому мы сопереживаем, никогда не существовало. Его придумал Шекспир, которого, как говорят, тоже не было. Пять маркизов и графинь поочерёдно написали его трагедии и комедии. Но Гамлет живее всех живых, как сказал поэт по несколько иному поводу. Или Евгений Онегин… Духовный мир не обязательно благочестив. Фактом духовного мира (или культуры) является Чапаев кино из анекдотов. Штандартенфюрер Штирлиц. Поручик Ржевский. В Википедии каждому из этих героев посвящена персональная статья с подробной биографией и фотографическим портретом. Хотя это скорее всего персонал чистилища. Есть категории и лица, которых нет в нашем трёхмерном мире. Но они есть в культуре, в этом смысле подобной Царству Небесному: «Бог сохраняет всё, особенно слова прощенья и любви, как Собственный Свой голос». Когда говорят о небесах — это хорошая метафора, позволяющая выразить невыразимое. Она возникла в древности, когда не летали самолёты и ракеты. Но у новоначальных верующих людей возникает путаница. Как тут не вспомнить знаменитый диалог атеиста со священником: — Космонавты летали, а Бога не видели. — Низко летали… Небо в духовном смысле — аллегория, как и, например, сердце. «Или наши сердца не горели?», «Горé имéим сердцá…» Мень в словах Ерохова. Нам не дано познать Бога. Мы разумные инструменты в Его руках. Он композитор. Наше дело не расстраиваться и правильно звучать. Бог нам не посторонний. Наша душа — часть Божественного присутствия в мире. Если она правильно звучит. Дух в нас и вне нас — один и тот же Дух. Бог имманентный и Бог трансцендентный. О трансцендентном нам судить не дано, как скрипке о скрипаче. А имманентный нам хорошо знаком как совесть, озарение, вдохновение, любовь. Бог есть в определённом смысле процесс, и душа есть процесс. Муки совести, как и всякая боль, — сигнал бедствия, знак утраты верного направления движения. Но… уж если «многие скорби праведным», то что говорить о грешных?
Притча о заблудшей овце, да и притча о блудном сыне создали культ грешника, а возможно, и греха. Сюда же ещё и благоразумный разбойник. Да и священники иные не устают призывать свою паству к постоянному покаянию. И ставят его, неиссякаемый источник уныния, непременным условием участия в Евхаристии, причастия. И вот рядовой мирянин старательно копается в несовершенной памяти, чтобы выудить из неё, как золотую рыбку, грех — пропуск ко Святой Чаше. Культивирование падшей человеческой природы нашло благоприятную стезю в психоанализе и трудах адептов Венской школы. Они внушают человеку любовь к своей теневой стороне; как говорил Гоголь, «полюби нас чёрненькими, а беленькими нас всякий полюбит». Считается, что примирение со своей падшей природой исцеляет невротика, уводя его от перфекционизма («есть тоска невозможных желаний»). В сущности психоаналитики говорят примерно то же, что и мой друг — джазовый трубач: — Ты подлец — в хорошем смысле слова. И вот вместо того, чтобы бежать от греха подальше, как Иосиф Прекрасный от жены Потифара, простодушный пациент примиряется с грехом. А ведь стоит сказать весьма неблагополучному человеку: «Да ты святой!», и он принимает это как проект, как руководство к действию. Проверено и не раз. Кто пришёл послушать Нагорную проповедь? Немощные, одержимые болезнями и припадками, бесноватые, лунатики и расслабленные. И именно им сказал Иисус Христос: «Вы соль земли... Вы свет мира». Фото Мириам Ерохиной-Лучанской http://predela.net/modules/Books/files/Erochin_nedvoystvennoe_postijenie.pdf
Владимир Ерохин, автор сборника “Христианство и наука”, поделился со мной его философской работой без названия, но здесь очень сильно влияние богословия Александра Меня. Поскольку отец Александр выступал против догмата и был сторонником живого православия , представляю этот текст Вам, мои друзья. Сама же я, по-прежнему, следую атеистическим путем, полностью лишенным теологии. Мир метафор и аллегорий – не мой мир, как бы интересен он не был. Я иду по стопам науки, т.е. всего того, что проистекает из физики и химии, ровно тем путем, на который вступили Анатолий Левич, Стивенс Хокинг, Александр Марков, Медоуз и им подобные. Заметьте – в списке нет уважаемого Альберта Энштейна – он был верующим (каббалистом) и не мог допустить свободу и случайность всех вещей, именно на которой и стоит вся Вселенная. Простим Энштейна – он не был знаком с работами Ильи Пригожина. Есть еще один нюанс, связанный уже со всей философией- антропоцентризм. Антропоцентричная философия, в рамках которой свило себе уютное гнездышко богословие, это бескрылая птица. Человек – не пуп земли, хотя и тварь божья, т.е. через него и его общество проходят все природово, в том числе и брутально-разрушительные. Отказавшись от лживой установки антропоцентризма, мы легко заметим, что человек не является разумным инструментом Всевышнего, он всего лишь слепая сила игры природы, за всю его историю существования показавшия полное рабское подчинение закону аллеля на размножение и захват. На сегодняшний день человек есть сила, стремительно разрушающая не только свой собственный социум, но и саму кормящую его среду обитания, которой стала вся планета, тот звездолет, который кружит во Вселенной, населенной примитивными вирусами с невероятно редкими островами комплексной жизни. Есть ли разум в этом разрушении? Можно ли назвать разумным существо, пилящее сук, на котором оно сидит? Давайте же снимем розовые очки грез, философий, иллюзий, спустимся с Неба на землю и посмотрим на мир, каков он есть. По делам судите их, а не по его духовному наполнению. Земля, уникальнейшая из планет, самая великая ценность, данная нам. Это истинное творение природы. Ее беречь надо и жить соразмерно ее возможностям, а не насиловать скопом. Хокинз и Медоуз утверждают, что коллапс неизбежен. Семь биллионов человек в космос не убегут. А все-таки жаль, что исчезнет музыка. Аминь… http://predela.net/modules/Books/files/Erochin_nedvoystvennoe_postijenie.pdf
http://predela.net/modules.php?name=Audio&go=page&pid=208
http://predela.net/modules.php?name=Books&go=page&pid=20210
http://predela.net/modules.php?name=Books&go=page&pid=20201
http://s.radioteos.ru/blogs/book-club/erohin.html
http://www.youtube.com/watch?v=Amj9e5oXQrE&feature=youtu.be ДЖАЗОВАЯ ПОЭМА "ПУТЬ ЛЮБВИ" (ВЛАДИМИР ЕРОХИН)
Исполнители: Надежда Кузьмина - альт. Алексей Даниленко - виолончель. Владимир Ерохин - саксофон, кларнет (в 7 части). Евгений Слабиков - рояль. Олег Степурко (заслуженный артист России) - флюгельгорн. Звукорежиссёр Евгений Слабиков.
Записано на студии "Остров" в 2010, 2015 годах.
Части 6 и 7 прозвучали в середине и конце израильского фильма "1914. Последний еврей" (режиссёр Эли Гершзон, продюсер Цви Гершзон).
Фильм занял первое место в номинации "Отцы и дети" на ялтинском международном кинофоруме "Вместе" в сентябре 2013 года. |
|
Всего комментариев: 0 | |